среда, 8 марта 2017 г.

Анализ диссертации на тему : "Формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы в условиях проектного обучения информатике и ИКТ"



Для проведения анализа мною была выбрана диссертация : Формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы в условиях проектного обучения информатике и ИКТ. Ссылка на данную диссертацию: [Электронный ресурс] Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-klyuchevykh-kompetentsii-u-uchashchikhsya-starshei-shkoly-v-usloviyakh-proektno#ixzz4alyLLXeR.

Автор научной работы: Чарыкова, Светлана Владимировна
Ученая cтепень: кандидат педагогических наук
Код cпециальности ВАК: 13.00.02




1.Актуальность исследования. Вопросы модернизации российского образования входят в число национальных проектов нашего государства. В соответствии с п.2 ст.1 Закона Российской Федерации «Об образовании», организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования. Ключевым этапом программы развития является период реализации положений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приходящийся на 2011-2015 гг. В рамках обозначенной инициативы президент Российской Федерации Д.А. Медведев указывает на то, что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, в ходе которых они научатсяизобретать, понимать и осваивать новое». Достижение поставленной цели возможно при выполнении всех направлений, первые два из которых особенно актуальны для педагогического сообщества. Так, первостепенной задачей является переход к новым образовательным стандартам, формулирующим требования к результатам обучения, которые должны включать не только знания, но и умения их применять. Такими требованиями являются компетентности как необходимые составляющие дальнейшего образования и жизни подрастающего поколения. В рамках другого направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащихся каждой общеобразовательной школы. Ввиду чего предлагается отработать такие механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся, как ученические портфолио.

Таким образом, проблема перехода от традиционной школы, ориентированной на получение учеником определенной суммы знаний, к системе образования, в рамках которой готовят будущего активного участника общественной и трудовой жизни, нацеленного на личный и профессиональный рост в условиях стремительно меняющегося мира, является особенно актуальной на сегодняшний день. Трансформации в образовании вызваны интенсификацией жизни, развитием научно-технического прогресса, усилением процессов обмена информацией и информатизацией общества в целом. Ответом на запросы общественного развития являются ключевые компетенции, ставшие, по замечанию И.А. Зимней, «новой парадигмой образовательных результатов», достижение которых является достаточно сложным и неразработанным процессом в современной школе. Большая роль в этом направлении отводится выявлению и методической разработке новых технологий и методик преподавания. Данные актуальные проблемы обозначились и в преподавании информатики, причем с еще большей остротой, чему способствует специфика предмета, а также интенсивное развитие информационных и коммуникационных технологий. Ответы на поставленные вопросы необходимы в ближайшей перспективе, поскольку недочеты и отставание в сфере образования с неизбежностью проявятся в виде отставаний в экономике и научно-технической сфере. Об этом свидетельствуют перечисленные в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года основные принципы образовательной политики России. Одним из перспективных направлений выступает такой образовательный процесс, в результате которого формируются ключевые компетенции посредством метода проектов, информационно-коммуникационной технологии - технологии е-портфолио, реализующей и представляющей систему оценивания в процессе обучения информатике и ИКТ.

Проблема формулирования новых образовательных целей получила достаточно широкое отражение в научных и теоретико-методологических исследованиях. В них определены предпосылки перехода к новым образовательным целям - компетенциям (A.J1. Андреев, A.A. Вербицкий, И.А. Зимняя, А.Г. Каспаржак, В.А. Козырев, O.E. Лебедев, И.М. Осмоловская, Н.Ф. Радионова и др.), сформулированы понятие и основной перечень ключевых компетенций (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, A.B. Хуторской и др.), выявлены особенности реализации компетентностного подхода с учетом опыта оте5 чественной педагогики (А.Г. Асмолов, В.В. Козлов, A.M. Кондаков, Н.Д. Ни-кандров), рассмотрена специфика предмета «Информатика и ИКТ» с точки зрения формирования ключевых компетенций (С.А. Бешенков, Е.А. Ракити-на, М.П. Лапчик, В.В. Малев, И .Г. Семакин, А.Л. Семенов, Н.В. Софронова, Н.Д. Угринович, Ю.А. Шафрин и др.).

Формулировка новых образовательных целей поставила вопрос о наиболее эффективных технологиях их реализации. В трудах исследователей получили отражение вопросы содержания новых образовательных технологий и их применения, в том числе в процессе обучения информатике и ИКТ (H.H. Аглоткова, М.В. Кларин, Е.В. Ковалевская, В.Т. Кудрявцев, Г.В. Лаврентьев, И.Я. Лернер, А.П. Матусевич, Е.А. Михайлова, Е.С. Полат, A.C. Прутченков, Л.В. Путляева, В.В. Пырьев, Г.К. Селевко), выявлены структурные компоненты, этапы, положительные и отрицательные стороны использования метода проектов в процессе обучения информатике (В.А. Власенко, Л.И. Палаева, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, И.С. Сергеев и др.), изучены особенности реализации е-портфолио как информационно-коммуникационной технологии и системы оценивания в преподавании информатики (С.П. Гуляева, С.И. Никитина, Т.Г. Новикова, О.Г. Смолянинова).

Обзор научных и теоретико-методологических исследований показывает, что проблемы реализации компетентностного подхода и применения метода проектов исследованы достаточно глубоко. Тем не менее проблема применения проектного обучения информатике и ИКТ в качестве основы формирования ключевых компетенций у учащихся 10-11 классов, с использованием технологии е-портфолио, в монографиях и диссертациях исследована недостаточно.
В  актуальности этого исследования было упомянуто что заинтересовало автора, а так же что определило выбор такой темы.Автор дал ссылки на  предыдущие источники и источники, которые использовались при написании. Было написано о замысле исследования . Автор не отметил методологические подходы, которые лежат в основе исследования.

2.Противоречия:
• на социально-педагогическом уровне: между требованиями общества, развивающегося в условиях модернизации и информатизации, к подготовке выпускников школы, которые должны владеть знаниями, умениями, навыками и способами деятельности, необходимыми для успешного обучения в течение всей жизни, а также эффективного выбора и обновления своего профессионального пути и реальным уровнем подготовки старших школьников, недостаточной сформированностью у них ключевых компетенций;

• на научно-педагогическом уровне: между обозначенной в нормативных документах необходимостью формирования ключевых компетенций, а также возможностью их развития в процессе обучения информатике и ИКТ в старших классах и недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогических условий реализации этих положений;

• на научно-методическом уровне: между дидактическими возможностями проектной деятельности и недостаточной разработанностью методической системы по ее реализации, направленной на эффективное формирование ключевых компетенций у старших школьников в процессе обучения информатике и ИКТ.

3.Таким образом, важность разрешения указанных противоречий обусловливает актуальность диссертационного исследования и определяет его проблему, которая заключается в поиске ответов на вопрос: каким образом должен осуществляться процесс формирования ключевых компетенций у старшеклассников в условиях проектного обучения информатике и ИКТ.
Проблема данного исследования  была изложена с помощью вопроса.
4.Актуальность выявленной проблемы и ее недостаточная разработанность в частной методике определяют тему исследования - «Формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы в условиях проектного обучения информатике и ИКТ».
Тема исследования отражает часть проблемы и соотносится с нею как часть и целое.

5.Объект исследования - процесс обучения информатике и ИКТ в старших классах средней общеобразовательной школы.
Объектом исследования являются реальные педагогические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Объект лежит в области целенаправленного учебно-воспитательного процесса.

6.Предмет исследования - формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы в условиях проектного обучения информатике и ИКТ.
Обычно под предметом исследования подразумеваются отдельные стороны, свойства, характеристики объекта, представляющие интерес для исследователя в связи с изучаемой им проблемой.
7.Цель исследования состоит в обосновании и разработке методики формирования ключевых компетенций у учащихся старшей школы в процес7 се обучения информатике и ИКТ, основанной на применении метода проектов.

8..В соответствии с целью и предметом исследования была сформулирована гипотеза исследования: обучение информатике и ИКТ будет способствовать формированию ключевых компетенций у учащихся старшей школы, если:

- построить на основе компетентностного и системно-деятельностного подходов структурно-функциональную модель формирования ключевых компетенций у старших школьников в процессе обучения информатике и ИКТ, ядром которой является метод проектов, отвечающий требованиям проблемности, интегративности и практикоориентированности;

- разработать на основе построенной структурно-функциональной модели и внедрить в практику работы средней общеобразовательной школы методику формирования ключевых компетенций у учащихся старших классов в условиях проектного обучения информатике и ИКТ, представленную целевой, содержательной (проекты и задания проектного типа), технологической и оценочно-диагностической составляющими;

- реализовать комплекс педагогических условий успешного функционирования разработанной методики: 1) соответствие тематики проектов по информатике и ИКТ для старшей школы определенным блокам ключевых компетенций; 2) использование адаптированной технологии е-портфолио для анализа результатов процесса обучения и повышения уровня мотивации у выпускников при изучении предмета «Информатика и ИКТ».
Предположение, требующее проверки.В педагогическом исследовании гипотеза - это пробное предварительное предположение или обобщение относительно сущности, природы изучаемых педагогических явлений, процессов, фактов и возможных путей решения педагогических проблем.

В гипотезе формируется новое решение проблемы.

9.Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:
1) изучить теоретические вопросы реализации компетентностного и системно-деятельностного подходов с позиций формирования ключевых компетенций у старших школьников в процессе обучения информатике и ИКТ, а также рассмотреть методы и информационно-коммуникационные технологии, повышающие эффективность процесса формирования всех структурных компонентов ключевых компетенций;

2) разработать структурно-функциональную модель формирования ключевых компетенций у старших школьников в условиях проектного обучения информатике и ИКТ, описывающую пять этапов, каждый из которых характеризуется содержательной и технологической составляющими;

3) разработать методику формирования ключевых компетенций у учащихся старших классов в условиях проектного обучения информатике и ИКТ, а также выявить комплекс педагогических условий обеспечения ее эффективности;

4) экспериментально проверить эффективность разработанной методики, реализуемой в выявленных педагогических условиях;

5) разработать учебно-методическое пособие, содержащее рекомендации по использованию метода проектов в процессе обучения информатике и ИКТ.
Задачи исследования - характеризуют работу с точки зрения планируемых результатов, целей, которые ставит перед собой исследователь.


Результаты исследований - указывают на вид знаний, продукт, полученный в итоге научной деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий